Обжалование торгов (конкурсов и аукционов) в Федеральную антимонопольную службу.

Обжалование торгов (конкурсов и аукционов)  в Федеральную антимонопольную службу

 

Любое лицо,  участвующие в процедуре тендера, в случае, если по его мнению были нарушены какие-либо правила во время проведения процедуры торгов, вправе подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу  (ФАС).

При обжаловании торгов в ФАС  участники конкурса или аукциона должны руководствоваться следующими нормативными актами:

-Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ;

-Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ;

-Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.

ФАС создана для обеспечения добросовестной конкуренции на территории РФ на основании Указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.04 г. № 314. Одной из задач данной службы является контроль над проведением закупок организациями, которые полностью или частично контролируются государством и органами местного самоуправления, а также субъектами естественных монополий.

Понятия «тендер», «аукцион», «конкурс», «торги» широко применяются в деловой практике как формы конкурентного состязания между участниками  за право заключения договора.

В силу ч.3, ч.4 ст.24  Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Условно жалобы на результаты торгов, поданные в ФАС, можно разделить на два вида в зависимости от того, какой закон использовался для подачи и какие основания он содержит.

Причины обращения в ФАС могут быть следующие:

неразмещение или несвоевременное размещение в единой информационной системе (ЕИС), на электронной  торговой площадке (ЭТП) где должен проводиться аукцион, достоверной информации об условиях процедуры, вносимых в нее изменениях и другой информации, прописанной в нормативных актах;

требования по предоставлению дополнительных документов, которые отсутствуют в положении о торгах, если закупка проводится по №223-ФЗ, или в законе, если она проводится по №44-ФЗ;

несоблюдение процедуры закупки, установленной законом;

публикация неверных данных об обязательных объемах закупок у организаций и частных лиц, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.

Перечень, по которым можно подать жалобу в ФАС на основании № 223-ФЗ  невелик:

если положением заказчика обозначено, что закупки проводятся в соответствии с  № 223-ФЗ, то заказчик должен размещать такое положение и его изменения, в том числе и информацию по закупкам в ЕИС, в соответствии с регламентированными сроками;

нельзя требовать от участников процедуры сведений и документов, не заявленных в документации, или если есть основания полагать, что данная информация будет ограничивать конкуренцию;

если заказчик не применяет положения Закона № 44-ФЗ и при этом не размещает положения о закупке в ЕИС;

отсутствие данных о годовых объемах закупок, которые заказчик проводит среди субъектов малого предпринимательства.

Обжалование торгов в ФАС может также производится по причинам, указанным в ст. 17  №135-ФЗ:

координация действий участников торгов их организаторами, сговор между закупщиками и поставщиками во время проведения процедуры, если такие действия приводят к ограничению конкуренции;

создание привилегий отдельным участникам аукционов и конкурсов, касающихся условий процедуры, запросов котировок и предложений;

нарушение установленного порядка определения победителей в торгах, запросах предложений и котировок;

непосредственное участие организаторов и заказчиков в конкурсных процедурах.

Срок, в который жалоба должна быть направлена в контролирующий орган, зависит от того, на какие действия или бездействия заказчика она подается: если участник электронного аукциона заподозрил нарушение в его документации, то обратиться в контролирующий орган нужно до окончания срока приема заявок; если участник несогласен с результатом рассмотрения заявки, то подать жалобу надо не позднее 10 дней с размещения на ЭТП соответствующего протокола (пожаловаться может только участник, который подавал заявку); если нарушение, которое собирается обжаловать участник, было допущено на этапе рассмотрения вторых частей заявки или заключения контракта, то обратиться в контролирующий орган необходимо до его заключения;жалоба на конкурсную документацию необходимо подать до окончания срока подачи заявки на участие в конкурсе.

При нарушении этих сроков контролирующие органы жалобу участника не примут, и ему придется обращаться в суд. При этом подача жалобы в органы ФАС  не является препятствием для обжалования действия (бездействия) в судебном порядке.Это означает, что если вас не устроит решение ФАС по вашему вопросу, вы можете с тем же вопросом обратиться и в суд.

Жалоба в ФАС составляется в письменной форме, подача жалобы в форме электронного документа предусмотрена только в случае, если участник размещения заказа подал заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Жалоба в ФАС должна содержать в себе следующие данные:

в отношении лица, действия которого обжалуются – название и фирменное наименование (если есть) компании, а также адрес её местонахождения; если обжалуются действия физического лица, то указываются – ФИО, адрес места жительства. Для физлиц и компаний дополнительно указывается почтовый адрес, номер телефона (если такая информация имеется);

название и фирменное наименование (если есть) компании, а также адрес её местонахождения; если в качестве подателя жалобы выступает физическое лицо, то указываются – ФИО, адрес места жительства. Для физлиц и компаний дополнительно указывается почтовый адрес, номер телефона и факса (если есть);

сведения о закупке;

описание действий/бездействий заказчик (или иных лиц), а также доводы жалобы;

перечень прилагаемых документов;

подпись представителя лица, подающего жалобу, печать (при наличии) и дата составления жалобы.

Срок рассмотрения жалобы и вынесения решения  составляет пять дней со дня поступления жалобы.

Понять, как действовать в той или иной спорной ситуации с заказчиком, поможет помощь адвокатов нашей адвокатской конторы.

Специалисты  нашей адвокатской конторы помогут составить вам жалобу в строгом соответствии  требований закона, направят ее непосредственно в ФАС, проконтролируют ее  рассмотрение, а в случае необходимости обжалуют незаконный отказ в ее рассмотрении.

Обращение к специалистам нашей адвокатской конторы  поможет вам добиться справедливости и отстоять честное имя своей компании, обеспечит своевременное и успешное решение проблемы, поскольку  процесс обжалования решения ФАС  результатов торгов очень непростой, а от его результатов зависит доходная часть вашего предприятия.

 

 

Записаться
на бесплатную консультацию прямо сейчас